Заметки: Что такое "Мобильная робототехника" WorldSkills. Часть 1
Timur.Idiatullov — ср, 30/11/2016 - 19:03
Не раз и не два приходилось участвовать в обсуждениях и даже спорах, что же такое компетенция "Мобильная робототехника" WorldSkills и чем она отличается от соревновательной, образовательной и какой-нибудь ещё робототехники.
Что же можно ответить? А всё даже сложнее, чем кажется...
В первую очередь, когда мы говорим о WorldSkills Competition, мы говорим о "профессиональных" соревнованиях, или о соревнованиях-испытаниях профессионального мастерства.
Что это меняет?
Нет, неверный вопрос. Нужно так:
Как могут соревноваться "профессионалы в ремесле"?
И ключ к пониманию чемпионатов WorldSkills именно в этом. Профессионалы не соревнуются, они демонстрируют своё мастерство. WSC не соревнование в привычном смысле - это конкурс мастерства, даже в чём-то "ярмарка тщеславия" (в хорошем смысле).
Истинный профессионал на своём рабочем месте всегда стремится к вершине ("достигает АКМЕ", как сказали бы специалисты по акмеологии из РАГС). В этом смысле вот именно здесь и сейчас "лучший из лучших" тот, кто работает на этом самом рабочем месте. Точнее - мог бы быть таким.
Любой другой специалист потратит пусть небольшое, но дополнительное время на понимание ситуации, анализ окружения, подбор инструмента - и этим проиграет в эффективности. И только если "класс профессионализма" различается слишком существенно, то сменщик достаточно быстро компенсирует разницу в текущих результатах и выйдет вперёд.
Неявная задача движения WorldSkills - это обеспечение профессиональной мобильности, но не в плане поощрения смены мест работы, а в смысле создание единой системы требований к профессии, заведомо превышающей потребности отрасли на текущий момент. Иными словами WS ищет способы задать планку мастерства так высоко, насколько это вообще возможно.
При это нужно понимать, что явная искусственность критериев в контексте целей Движения WorldSkills недопустима. Необходимо, чтобы профессионал в понимании компетенции WorldSkills мог без затруднений решить все профессиональные задачи на реальном рабочем месте.
Итак, вопрос дня:
Как мотивировать сообщество профессионалов на развитие (самосовершенствование)?
Очевидно, что с некоторого момента развитие (повышение квалификации) профессионала (специалиста) замедляется. Необходимые для ежедневной деятельности навыки приобретены, риски потери дохода минимизированы за счёт занятия локальной профессиональной ниши, и вся дальнейшая плавная модернизация направлена на снижение издержек по трудозатратам, по ресурсам и по времени (обычно именно в таком порядке).
Вытолкнуть профессионала из этой комфортного состояния "плавной оптимизации" способно лишь достаточно сильное воздействие, нарушающее надёжность и достаточность локальной зоны комфорта.
В некоторых случаях, когда внешнее воздействие - это возрастание мобильности специалистов схожего профиля, включается защитный механизм "возведения барьеров". Работник начинает изобретать различные усложнения, делающие его незаменимым в данной конкретной локальной профессиональной ситуации. Например, разрабатывая ненужные регламенты и протоколы, удаляя документацию, закрывая исходники и прочее. Замена такого работника является очень болезненной для организации задачей. И такой ситуации, безусловно, необходимо избегать.
Самое негативное следствие из такого процесса - это возникновение изоляции локальной профессиональной зоны со своими регламентами и правилами. Фактически, профессия начинает дробиться на несвязные сегменты, адепты каждой из которых именно свой взгляд на оценку квалификации считают верным.
Об этой проблеме мы ещё поговорим как-нибудь, а сейчас займёмся другой задачей - попыткой вывести специалиста к потребности непрерывного саморазвития, расширения профессионального кругозора и постоянной актуализации знаний и умений.
Во-первых, мы, конечно же, не будем искусственно создавать ситуацию неуверенности специалиста в своей профессиональной нише. Пока не время разводить огонь под сковородой...
Во-вторых, попробуем "положительно" стимулировать его тратить усилия на саморазвитие.
И в третьих, дадим ему возможность "влиять на профессию".
Эти три простых, но труднореализуемых условия, составляют основу движения WorldSkills, его скрытую цель. Трудности в реализации создают организационные моменты, а также влияние сторонних сил, ищущих в рамках движения какие-то иные смыслы и возможности.
Движение WorldSkills возникло в 1947 году в послевоенной Испании, испытывавший катастрофическую нехватку квалифицированных рабочих, в первую очередь в строительстве, инженерии на производстве и в обслуживании транспорта. Не секрет, что привлечь молодых людей в рабочую профессию непросто, тем более, если занятие ею не сулит особых материальных выгод. На первых порах.
Конечно, с ростом квалификации благосостояние специалиста будет возрастать, но очень важно на первых этапах профориентации дать молодому человеку сделать верный выбор, продемонстрировав, что "обычная" профессия может быть интересной и каких результатов можно достичь. Именно попытка показать "содержание" профессии наилучшим образом и приводит к идее создания профессиональных конкурсов и соревнований, таких как WorldSkills Competition.
Конкурс или соревнование, в чём отличие и что лучше?
Конкурсы профессионального мастерства известны давно. Как правило, они организуются для профессионалов в конкретном ремесле с двумя целями - популяризировать какой-то профессиональный инструмент или материал (сырьё), либо выявить лучших для набора в штат организатора (заказчика) конкурса. Чуть позже конкурс проводится для решения какой-нибудь реальной задачи, поскольку сколь нибудь серьёзная работа требует длительного времени и ресурсов для выполнения. Поэтому профессиональные конкурсы рассчитаны на неширокий круг профессионалов и вне их среды зачастую неизвестны. К тому же критерии оценивания зачастую совершенно неочевидны для рядового обывателя и совершенно не наглядны.
Конечно, с развитием масс-медиа профессиональные конкурсы стали организовывать производители товаров полупрофессионального уровня с целью выхода на уровень рядового потребителя. В данном случае привлечение профессионалов решает две задачи - результат будет приемлемого качества и, что ещё более важно, человек без специальной подготовки не увидит серьёзных различий между работой профессионала и своими возможностями. И всё бы хорошо - популяризация профессии есть, но на самом деле культивируют вовсе не профессионализм, а превратное ощущение простоты профессии вроде объявлений "сделаем крутым программистом за пять уроков"... Очевидно, что для профориентации - это неприемлемый путь.
Совершенно ясно, что конкурсы формата "выставка достижений" тоже малоэффективны. Они носят скорее отчётный характер и предназначены либо для руководства, либо для налаживания связей на уровне специалистов. А нам нужно привлечь нового человека в профессию. И, если удастся, стимулировать развитие самой профессии, выявление лучших практик и их трансляцию во всё профессиональное сообщество.
Следовательно, нужен иной подход - интересный для зрителя, показывающий профессию, демонстрирующий "высоты" мастерства, а также, стимулирующий развитие профессии и профессионального сообщества. Какой же вариант предлагает движение WorldSkills? Как организована эта система профессиональных соревнований?
Соревновательность заложена в человеческой природе. Издревле люди соревнуются для получения приоритетного права на что-то. Например, на занятие вакантной должности придворного мастера.
Айзек Азимов в своей "Профессии" довольно удачно переложил идею таких соревнований на технологический уклад ближайшего будущего - всемирный отбор на лучшие рабочие места проводится в формате соревнований профессионального мастерства. Чем выше результат участника - тем более престижное место он получает. Интересно, что в мире "Профессии" профессиональные знания получаются одномоментно - в результате процедуры их "загрузки" прямо в мозг, но конкретное содержание информации подбирается в соответствии со структурой мозга конкретного человека. И сама профессиональная направленность, и даже конкретное оборудование выбирается специальной диагностической системой, с конкретными принципами работы которой не знакомы даже те, кто её применяет. Все результаты обосновываются примерно также, как объясняется решение Выбирающей шляпы в Хогвардсе: "Система решила, что это больше Вам подходит". Иными словами "дипломированные специалисты" изначально поставлены в неравные условия в случае проведения какого-нибудь сравнительного теста. Но тест-то проводится - Олимпиада дипломированных специалистов. Неизвестно, знал ли Азимов о движении WorldSkills, но совпадение уж очень сильное. Повесть вышла в 1957 году, когда Движению уже было 10 лет. Правда международным оно стало с 1958 года.
Любопытно, но главный герой "Профессии" вспоминает, что "даже однажды присутствовал на небольшой Олимпиаде дипломированных мясников". Уж не производителей ли испанского хамона Азимов имел ввиду?
Но вернёмся к соревнованиям профессионалов-ремесленников. Как можно их организовать максимально интересными для всех сторон? Сторон у нас пять:
- Зрители, а по совместительству - профориентируемые - те, кто выбирает себе профессию.
- Участники - специалисты, которые хотят продемонстрировать своё мастерство.
- Судьи, эксперты, жюри - в общем те, кто будет оценивать, и, возможно, разрабатывать задания.
- Работодатели, ищущие себе хороших работников. И тоже, может быть, участвующие в подготовке заданий.
- Наставники - люди, которые подготовили участников. Их интерес хоть и не явный, но очевидный.
Правда к этому списку можно добавить ещё три потенциальные группы:
- Зрители, которые "просто пришли развлечься". Им не важна суть происходящего, а нужно "шоу".
- Организаторы "шоу" для "просто зрителей". Здесь речь только о тех, кто собирается заработать именно на зрителях. Грустно, если мотив сиюминутного заработка оказывается важнее при организации соревнований.
- Коммерческие партнёры соревнований, предоставляющие своё оборудование и расходные материалы. Они решают задачи "продвижения" своей продукции. Правда часто ситуация усугубляется тем, что участники соревнований вынуждены приобретать эту продукцию для подготовки или участия (при том, что в реальной практике оно не нужно).
Оставим "разбор полётов" для другого случая, а пока взглянем на то, что происходит на площадке. Точнее, заглянем в момент за несколько месяцев до соревнования.
Всё начинается с разработки и утверждения документа, который можно назвать, например, "Стандарт компетенции". И хотя термин "стандарт" звучит слишком пафосно, принятое в WSI обозначение "Спецификация компетенции" (WSSS), всё же представляется менее очевидным. В рамках российского сегмента Движения WorldSkills используется термин "Требования к компетенции", однако, это снижает градус базисности документа, переводя его больше в информационно-справочное русло. Между тем именно "Стандарт (спецификация) компетенции" определяет и основное содержание заданий, и принципы оценивания. И, кстати, именно WSSS - это единственный официальный документ в котором объясняется "почему".
"Спецификация компетенции" затем включается в "Техническое описание" компетенции на правах системообразующего раздела, задающего как список требуемых знаний и умений, так и их относительный вес в деятельности специалиста. Конечно, при чтении данного раздела нужно сделать поправку на то, что данный документ готовится профессионалами в компетенции и является, своего рода "соглашением о понимании". Буквальное его прочтение неспециалистами может привести к тому, что "подразумеваемая" информация может пройти мимо их внимания.
Тут следует оговориться, что важной составляющей Движения WorldSkills является Экспертное сообщество. Отложим пока обсуждение принципов его формирования, целей и задач и примем тезис о его наличии. То есть о наличии группы специалистов, которые могут и согласны выступить в роли экспертов при оценивании работы участников соревнований.
Если следовать логике WorldSkills, то экспертное сообщество - это группа людей, являющихся носителями сути определённой профессии, точнее той её части, которую можно выделить в виде "компетенции" - специфического понимания какого-нибудь вида деятельности. Естественно, что речь идёт о деятельности, дающей возможность заработка.
Если посмотреть вглубь, именно экспертное сообщество является инициатором разработки технического описания компетенции. В непрерывных обсуждениях они добиваются единообразия понимания всех аспектов оценивания квалификации специалиста в своей компетенции. Конечно, такая работа иттерационна по сути и лучше всего организовывается при наличии совместных очных мероприятий. Это могут быть и семинары, и совещания экспертов после чемпионатов.
Определившись с техническим описанием, эксперты могут приступить к поиску подходящего задания для будущего чемпионата. Конечно, этот поиск ведётся не абы как, а в соответствии с некоторой общей идеей возможного пула прикладных задач, которая закладывается в описании. Общая рекомендация со стороны движения WorldSkills - постараться найти реальную организацию - заказчика, которая захочет выставить один из своих производственных процессов в качестве задания для участников.
Прелесть компетенции "Мобильная робототехника" в том, что это инженерно-прикладная специальность, что подразумевает возможность дать задание в самом общем виде, просто указав рабочее окружение, объекты и описать видение итогового процесса. Участники соревнований должны будут сами доопределить задачу исходя из своей подготовки и имеющихся ресурсов.
Конкретные задачи "Мобильной робототехники" WorldSkills мы рассмотрим в следующей части заметок.
- Войдите на сайт для отправки комментариев